Память детей
Каждый родитель, которому не безразлично будущее своих детей, будет заботиться о том, чтоб развить память детей. Далеко не надо ходить за примерами, чтоб понять, насколько различны способности у разных детей к запоминанию чего-либо. Одному достаточно что-то прочитать один раз или увидеть, чтоб это запомнить, а другой потратит массу времени, но результатов все равно не будет или они будут очень незначительными. Почему это происходит? Как эффективно развивать память детей?
Общая психология дает такое определение памяти: Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Иногда кажется, что память ребенка и взрослого работает по-разному. Можно считать, что ее работа как-то связана с возрастом или жизненным опытом, образованием или воспитанием. Это совершенно не верные предположения. Память детей и взрослых работает совершенно одинаково – это способность человека сохранять, накапливать и воспроизводить информацию, не зависимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, цвета кожи, волос или глаз. Эта способность либо есть, либо нет, но в любом случае всегда ее можно развить.
Память лежит в основе развития и обучения. Чем лучше ребенок будет запоминать что-то, тем быстрее он будет развиваться, обучаться, а каждый родитель хочет, чтоб это было именно так.
Если рассмотреть механику познавания окружающего мира, то мы увидим, что ребенок заинтересован во всем, что его окружает: он смотрит, трогает, пробует на зуб, изучает прочность или хрупкость и т.д. он знакомится с окружающим его миром. Если его постоянно в этом ограничивать и одергивать, то именно это он и будет запоминать. Если вы заинтересованы в его развитии, то вам нужно помогать ему в этом изучении. Но как?
Прежде всего общаться и все объяснять. Нет большого смысла в том, чтоб, например, кричать: «Отойди от цветов, не трогай их!» Прежде всего, он еще не знает, что такое цветы, он их еще не изучил, он не понимает их важности и ценности, поэтому и пытается исследовать. Если ему запрещать это изучать, то, скорее всего, будет 2 варианта развития событий: он это все равно сделает, когда вас не будет рядом, или навсегда потеряет интерес к этой области. Это будет зависеть от вашего отношения: либо запрет, либо помощь в изучении под вашим руководством. Что будет более выживательным?
Объясните ребенку, что это такое и зачем оно предназначено и не важно, умеет он уже говорить или нет. Расскажите, что такое цветы, зачем нужны горшки для цветов, даже если он оторвет листок или съест его, ничего плохого не случится. Он получит опыт, который запомнит, и уже будет знать, что его окружает.
Другая проблема, с которой ребенок столкнется, это разные слова, которые он тоже изучает и это сильно влияет на память детей. Он может запомнить название предмета, но не знать, для чего он предназначен, поэтому будет использовать его неправильно. Он будет сидеть, например, на столе, потому что не понимает его предназначения, а вас это может раздражать. Поэтому лучше с самого начала это прояснять. Если вы хотите, чтоб ребенок запомнил слово «стол», сразу объясните ему, для чего он предназначен. Это может показаться долгим или сложным именно для вас, но подумайте о том, что вы инвестируете свое время в будущее, ведь с годами он сам научится все прояснять, важно его научить тому, как это делать правильно.
Большая проблема со словами возникает в школе. Развивать механическое запоминание данных по предметам не имеет смысла, если в дальнейшем ребенок не сможет это использовать. Память детей при этом будет хуже, чем у тех детей, которые понимают как что-то применить из изучаемого материала. Крайне важно изначально научить ребенка правильно прояснять любые непонятые или не совсем понятые для него слова. Пока он не умеет читать, объясняйте ему сами своими словами значения слов, используя при этом словари. Потому что вы сами можете не знать определений слов, ведь вам их тоже вряд ли проясняли. Со временем научите ребенка самому пользоваться словарями.
Почему это помогает развивать память детей? Действительно понимая значение слова, ребенок лучше усваивает информацию, в которой это слово встречается. Например, не понимая значения слова «математика», он вполне может стать неуспевающим учеником по этому предмету. Соответственно, он не будет его понимать, использовать полученные данные и запоминать тоже ничего не будет в этой области.
Чтобы лучше понять, почему это именно так работает и как это влияет на память детей, представьте, что вы оказались, скажем, на Марсе. Вокруг вас незнакомые предметы и неизвестный вам язык. Но вам как-то надо там жить. Что вы сами будете делать? Конечно, все трогать и пробовать, чтоб изучить, как это работает. Вы обязательно будете прояснять слова и их значения, чтоб выучить и запомнить язык. Именно это и делает ваш ребенок. Если при этом вам будут все запрещать и ничего не объяснять, как вы будете себя чувствовать? Может, захотите эмигрировать от этого на Венеру? Поэтому посмотрите на этот мир глазами своего ребенка и помогите ему. Вы будете сильно удивлены, но от этого память детей будет значительно лучше, чем у тех, которым ничего не объясняют и не проясняют.